МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 ИМ. Д.К.ПАВЛОГРАДСКОГО СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН Принято УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета директором МБОУ СОШ №13 МБОУ СОШ № 13 Приказ от 31.08.2024 № 247-осн Протокол № 1 от 30.08.2024 Н.Н.Васильченко Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №13 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: - с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения 31.05.2021 № 286; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (далее - ФГОС СОО2021); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (далее ФОП ООО); - Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371 (далее – ФОП СОО); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Уставом МБОУ СОШ №13. 1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (далее Положение) является локальным нормативным актом МБОУ СОШ №13, регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости. 1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. 1.4. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с нормами оценивания предметных достижений по каждому учебному предмету (приложение). Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. 1.5. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится со второго класса. 1.6. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестация, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам года, полугодия, четверти). Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой. 1.7. Для учащихся 11 классов в качестве промежуточной аттестации в декабре последнего года обучения проводится итоговое сочинение (изложение), срок проведения которого устанавливается Рособрнадзором. Оценивание итогового сочинения (изложения) осуществляется по системе «зачет», «незачет». Положительный результат за итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации. Учащихся 11 классов, получивших за итоговое сочинение (изложение) неудовлетворительный результат допускаются повторно к проведению итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки (в феврале и апреле текущего учебного года). 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости 2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях: - контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой; - оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС; - проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса. 2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. 2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы. 2.4. Всероссийские проверочные работы (ВПР), Национальные исследования качества образования (НИКО) и другие внешние оценочные процедуры, с целью снижения нагрузки обучающихся, заменяют плановые контрольные работы, оценки за результаты выполнения работ фиксируются в документах (электронных журналах). 2.5. Оценивание результатов текущего контроля осуществляется по четырехбалльной системе (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5). Формы текущего контроля успеваемости – оценка устного ответа обучающегося, самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной работы и др. За сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются две оценки, разделенные дробной чертой. 2.6. При выставлении отметок учащимся с ОВЗ за письменные работы учитывается щадящая шкала оценивания. 2.7. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося. 2.6 Результаты текущего контроля фиксируются в документах (электронных журналах). 2.7.Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.8.Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный журнал), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 2.9. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторно-лечебных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях. 3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются: - объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; - оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности; - оценки индивидуальных образовательных достижений, обучающихся и динамики их роста в течение всего учебного года; - выявления индивидуально значимых и иных обстоятельств, способствующих или препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных результатов освоения соответствующей общеобразовательной программы; - принятия организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию образовательной деятельности. 3.2. Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 3.3. Четвертную (полугодовую) отметку выставляет учитель, ведущий учебный предмет в данном классе, а в случае его отсутствия – учитель, замещающий педагога, при согласовании с заместителем директора, курирующим данное направление деятельности школы. 3.4. За две недели до окончания четверти (полугодия) учитель информирует классного руководителя о предварительных отметках. 3.5. Формами промежуточной аттестации являются: - письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, краевые диагностические работы и другое; - устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов, беседы, собеседования и другое; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. 3.6. Четвертная аттестация. 3.6.1 Четвертная аттестация обучающихся 2-х - 9-х классов осуществляется по текущим оценкам, полученным обучающимися в течение четверти. 3.6.2 Выставления четвертных отметок в электронном журнале осуществляется в соответствии с таблицей перевода баллов в отметку с учетом средневзвешенной оценки. отметка «5» выставляется, если средний балл 4,5 и больше; отметка «4» выставляется, если средний балл от 3,5 до 4,49; отметка «3» выставляется, если средний балл от 2,5 до 3,49; отметка «2» выставляется, если средний балл меньше 2,5. 3.6.3 При учебной нагрузке по предмету одного часа в неделю четвертная оценка считается обоснованной при наличии у обучающегося в журнале не менее трех текущих оценок по данному предмету. Количество текущих оценок изменяется соответственно увеличению количества учебных часов в неделю. 3.6.4 Обучающимся, пропустившим в течение четверти значительное число занятий по болезни и имеющим по этой причине менее трех текущих оценок, предоставляется срок продолжительностью не более одного месяца для самостоятельного изучения пропущенного материала и сдачи по нему зачетов. Данное решение в письменном виде доводится классными руководителями до сведения родителей обучающихся, которые несут ответственность за освоение их детьми пропущенного материала. Зачеты по пропущенному материалу принимаются учителем, обучающим данных учащихся по этому предмету. По результатам зачетов и имеющихся текущих оценок учителем выставляется четвертная оценка, которая утверждается как результат четвертной аттестации. 3.6.5 Обучающиеся, имеющие менее трех текущих оценок вследствие систематических пропусков занятий без уважительной причины, обязаны сдать зачеты по пропущенному материалу в сроки, установленные учителем. Письменное уведомление о сдаче зачетов с указанием даты их проведения направляется классным руководителем родителям обучающегося не позднее, чем за две недели до окончания четверти. При этом ответственность за освоение пропущенного материала и своевременную явку обучающегося в МБОУ СОШ №13 для сдачи зачета несут его родители. 3.6.6 По результатам зачетов и имеющихся текущих оценок учителем выставляется четвертная оценка, которая утверждается педагогическим советом как результат четвертной аттестации. В случае неявки обучающегося на зачеты по неуважительной причине ему выставляется в журнал оценка «2». 3.6.7 Учащиеся, пропустившие по не зависящим от них причинам более 60% учебного времени, не аттестуются. Вопрос об аттестации таких учащихся решается в индивидуальном порядке руководителем образовательного учреждения по согласованию с родителями учащегося. 3.7 Полугодовая аттестация. 3.7.1. Полугодовая промежуточная аттестация обучающихся 10-11-х классов по всем предметам осуществляется по текущим оценкам, полученным обучающимися в течение полугодия, результатам административных контрольных работ, краевых диагностических работ по русскому языку и математике в обязательном порядке. 3.7.2. Полугодовая оценка определяется путем вычисления среднего арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа от 2 до 5, при условии, что 2,5 – отметка 3, 3,5 – 4; 4,5 - 5. Иначе отметка выставляется следующим образом: 2,49 – 2; 3,49 – 3; 4,49 - 4. 3.7.3. Оценка по предмету считается обоснованной при наличии у обучающихся в классном журнале не менее пяти текущих оценок, если предмет изучается в течение одного часа в неделю. Количество текущих оценок изменяется соответственно увеличению количества учебных часов в неделю. В противном случае аттестация обучающихся осуществляется с выполнением процедуры, указанной в пунктах 3.4.4. и 3.4.5. 3.8. Годовая аттестация. 3.8.1. Годовая аттестация обучающихся 2-11 классов осуществляется по всем предметам учебного плана. Годовая оценка определяется путем вычисления среднего арифметического четвертных оценок для 2-9 классов и полугодовых оценок для 10-11 классов с последующим округлением до целого числа от 2 до 5, при условии, что 2,5 – отметка 3, 3,5 – 4; 4,5 - 5. Иначе отметка выставляется следующим образом: 2,49 – 2; 3,49 – 3; 4,49 - 4. 3.8.2. Элективные учебные предметы оцениваются на практических занятиях после лекционных по темам курса. Оценивание в форме промежуточного и итогового контроля. Формы промежуточного контроля: творческая работа, комплексный анализ текстов, тестирование в формате ЕГЭ. Итоговый контроль – итоговое тестирование в формате ЕГЭ по темам курса. Выставляются оценки по полугодиям. 3.8.3. Для юношей 10 класса предусмотрено проведение учебных сборов, в течение которых учащиеся закрепляют и совершенствуют знания и умения по основам военной подготовки, а также знакомятся с бытом военнослужащих. В течение сборов учащиеся получают зачеты, оценки по огневой, строевой и тактической подготовке. Итоговая оценка выставляется в электронный журнал. 3.8.4. Для учащихся 9 классов, в качестве промежуточной аттестации проводится итоговое собеседование по русскому языку как допуск к ОГЭ, срок проведения которого устанавливается Рособрнадзором. Оценивание итогового собеседования осуществляется по системе «зачет», «незачет». Положительный результат за итоговое собеседование является условием допуска к ОГЭ. Учащихся 9 классов, получивших за итоговое собеседование неудовлетворительный результат, допускаются повторно к проведению итогового собеседования в дополнительные сроки (в марте и апреле текущего учебного года). 3.8.5. Для учащихся 11 классов, в качестве промежуточной аттестации в декабре последнего года обучения проводится итоговое сочинение (изложение), срок проведения которого устанавливается Рособрнадзором. Оценивание итогового сочинения (изложения) осуществляется по системе «зачет», «незачет». Положительный результат за итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации. Учащихся 11 классов, получивших за итоговое сочинение (изложение) неудовлетворительный результат допускаются повторно к проведению итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки (в феврале и апреле текущего учебного года). 3.9. Результаты годовой аттестации. 3.9.1. Результаты годовой аттестации являются основанием для перевода обучающихся 2-8-х, 10 классов в следующий класс. В 9,11 классов как условие допуска к государственной итоговой аттестации. 3.9.2. Итоги аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета МБОУ СОШ №13. 3.10. Результаты промежуточной аттестации. 3.10.1. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по четырехбалльной системе. 3.10.2. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный журнал), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 3.10.3. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены МБОУ СОШ №13 для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей): 3.10.3.1. выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, олимпиады, тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; 3.10.3.2. отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж; 3.10.3.3. для иных учащихся по решению педагогического совета. 3.11. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 3.12. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях Педагогического совета МБОУ СОШ №13. 4. Средневзвешенная система оценки образовательных достижений, обучающихся МБОУ СОШ №13 4.1. Средневзвешенная система оценки достижений обучающихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности обучающихся в течение учебного периода. Она предполагает введение весового коэффициента к отметке при 5-ти балльной шкале оценивания за все виды учебной деятельности в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. 4.2. Весовой коэффициент вида учебной деятельности – это числовой коэффициент отражающий значимость данного вида деятельности, в т.ч. текущего контроля и промежуточной аттестации, в сравнении с другими видами учебной деятельности. Выражается он запрограммированным весом отметки. 4.3. Весовой коэффициент вида учебной деятельности позволяет: - повысить роль отдельных форм текущего и промежуточного контроля; - снизить роль случайных факторов при оценивании работ во время текущего контроля и промежуточной аттестации; - объективно оценить образовательные достижения обучающихся как в ходе освоения отдельных тем, разделов учебных предметов, так и при выставлении отметок за учебный период (четверть/триместр, полугодие, год). 4.4. Весовой коэффициент способствует мотивации учащихся на достижение более высоких образовательных результатов, осознанное осуществление учебной деятельности. 4.5. Весовой коэффициент видов учебной деятельности (форм текущего контроля и промежуточной аттестации) программируется в электронном журнале/дневнике аналитической информационной системы «Сетевой Город» (АИС «Сетевой Город»). В электронном журнале/дневнике АИС «Сетевой Город» автоматически отражается средневзвешенный балл за выбранный учебный период. 4.6. Вычисление четвертной отметки. Средневзвешенная отметка за четверть рассчитывается по следующей формуле: (х оценки *вес* количество) / х весов всех оценок. 4.7. Вычисление годовой отметки. Средневзвешенная отметка за год рассчитывается по следующей формуле: х средневзвешенных отметок за все четверти / 4 или х средневзвешенных отметок за все четверти / 3 или х средневзвешенных отметок за все четверти / 2. Шкала соответствия средневзвешенной Четвертная, полугодовая, отметки и четвертной/полугодовой/годовой годовая отметка отметки. Средневзвешенная отметка 0- 2,49 2 2,5- 3,49 3 3,5-4,49 4 4,5-5 5 Вид контроля Административная контрольная работа Аудирование Ведение тетради Всероссийская проверочная работа Грамматическое задание Графическая работа Диагностическая работа Диктант Диктант с грамматическим заданием Вес 3 2 1 3 1 1 2 2 3 Диктант с орфографическим заданием Доклад Домашнее задание Домашнее сочинение Домашнее сочинение литература Зачёт Зачётная практическая работа Изложение Индивидуальная работа Итоговая годовая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговое тестирование Итоговый контрольный диктант Комплексная работа ФГОС Компьютерное тестирование Контроль навыков аудирования Контроль навыков говорения Контроль навыков письма: личное письмо Контроль навыков письма: эссе Контроль навыков чтения Контрольная работа Контрольно-диагностическая работа Контрольное изложение Контрольное сочинение Контрольное списывание Контрольный диктант Контрольный диктант с грамматическим заданием Краевая контрольная работа Лабораторная работа Лексико - грамматический тест Математический диктант Мониторинговая работа Национальные исследования КО Обучающая практическая работа Орфографическая работа Ответ на уроке Письмо по памяти Практическая работа Проверочная работа Проект Работа на уроке Работа над ошибками Работа по карточке 3 1 1 2 2 3 2 2 1 3 3 2 3 3 1 2 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 3 3 2 2 2 2 3 1 1 1 2 2 2 3 2 1 1 Работа с контурными картами Реферат Самостоятельная работа Самостоятельная работа, работа по карточке Словарный диктант Сообщение по теме Сочинение Списывание Творческая работа Тематическая работа Тестирование Техника чтения Федеральная работа РЦОИ и СтатГрад Чтение Чтение наизусть 2 2 2 2 2 1 3 2 1 3 1 2 2 1 1 5. Порядок перевода учащихся в следующий класс 5.1. Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. 5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 5.3. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 5.4. МБОУ СОШ 13 создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 5.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые школой, в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни учащегося. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение одного года с момента возникновения академической задолженности. 5.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз школой создается комиссия. 5.7. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации. 5.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 5.9. Учащиеся в МБОУ СОШ №13 по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 5.10. Администрация МБОУ СОШ 13 информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме. 6. Порядок выставления оценок учащимся, не ликвидировавшими академическую задолженность 6.1. В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по итогам учебного года обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность переводятся в следующий класс условно. 6.2. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз (второй раз комиссионно) в сроки, определенные образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. 6.3. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей (законных представителей) в соответствии с пунктом 20 приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 6.4. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению родителей (законных представителей): 1) оставляются на повторное обучение; 2) переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии; 3) переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. 6.5. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. 7. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов (учащихся, обучающихся в форме самообразования) 7.1. Промежуточная аттестация данной категории учащихся проводится в соответствии с настоящим Положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим Положением. 7.2. По заявлению экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. 7.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления в образовательную организацию. 7.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные представители) должен подать заявление о зачислении его в образовательную организацию не позднее, чем за месяц до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.2 настоящего Положения. Приложение 1. 1. Критерии и нормы оценочной деятельности Оценка образовательных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень сформированности навыков, умений, универсальных учебных действий. Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение образовательных достижений учащихся в цифрах или баллах. В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. 1.1. Отметка «5» ставится в случае: - знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объѐма программного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; - отсутствия ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 1.2. 1.3. Отметка «4» ставится в случае: - знания всего изученного программного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; - незначительных (негрубых) ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 1.4. Отметка «3» ставится в случае: - знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднений при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя; - умения работать на уровне воспроизведения, наличия затруднений при ответах на видоизменѐнные вопросы; - наличия грубой ошибки или нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 1.5. Отметка «2» ставится в случае: - знания и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, наличие отдельных представлений об изученном материале; - отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, - затруднения при ответах на стандартные вопросы; - наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 2. Оценивание устного ответа Отметка «5» ставится, если ученик: - показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; - умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; - умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в новой ситуации; - умеет последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; - правильно и обстоятельно умеет отвечать на дополнительные вопросы учителя; 2.1. - умеет самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; - умеет самостоятельно, уверенно и безошибочно применять полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Отметка «4» ставится, если ученик: - показывает знания всего изученного программного материала, даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, определения понятий даѐт неполные, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя; - в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; - умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей ответ письменной, использовать научные термины; - не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). 2.2. Отметка «3» ставится, если ученик: -усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2.3. -материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; - показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; -допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий даѐт недостаточно четкие; - не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении; - испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; - отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные его положения; - обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 2.4. Отметка «2» ставится, если ученик: - не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; - не делает выводов и обобщений; - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Примечание. По окончании устного ответа педагогом даётся краткий анализ ответа обучающегося, объявляется мотивированная оценка. Возможен как самоанализ ответа, так и привлечение других обучающихся для анализа ответа и предложения оценки. 3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ 3.1 Отметка «5» ставится, если ученик: - выполнил работу в полном объеме без ошибок и недочетов. 3.2 Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более двух недочетов; - одну-две негрубые ошибки для обучающихся уровня начального общего образования. 3.3 Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; - или не более двух-трех негрубых ошибок; - или одной негрубой ошибки и трех недочетов; - или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов; - не более четырёх грубых ошибок для обучающихся уровня начального общего образования. 3.4 Отметка «2» ставится, если ученик: - допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; - или если правильно выполнил менее половины работы. Примечание. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся в течение недели со дня написания работы (в старших классах за сочинения и изложения - в течение 10 дней). На следующем, после объявления оценок, уроке предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам 4.1 Отметка «5» ставится, если ученик: - правильно определил цель опыта; - выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; - самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; - научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; - правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы); - проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы); 4 - эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы. 4.2 Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но: - опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; - или было допущено два-три недочета; - или не более одной негрубой ошибки и одного недочета; - или эксперимент проведен не полностью; - или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. 4.3. Отметка «3» ставится, если ученик: - правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что не позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; - или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; - или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; - опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; - или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат; - или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9- 11 класс); - допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 4.4. Отметка «2» ставится, если ученик: - не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы; - или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; - или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»; - допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Примечание. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и (или) в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся на следующем уроке. 5. Оценка умений проводить наблюдения 5.1. Отметка «5» ставится, если ученик: - правильно по заданию учителя провел наблюдение; - выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); - логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. 5.2. Отметка «4» ставится, если ученик: - правильно по заданию учителя провел наблюдение; - при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные; - допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов. 5.3. Отметка «3» ставится, если ученик: - допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые; - допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. 5.4. Отметка «2» ставится, если ученик: - допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса); - допустил 34 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. Примечание. Оценки с анализом умений, проведённых наблюдений доводятся обучающихся на следующем уроке после сдачи отчёта. до сведения 6. Общая классификация ошибок При оценивании результатов освоения учебного предмета обучающимися следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты. 6.1.Грубыми считаются следующие ошибки: - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; - незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, технология, ОБЖ); - неумение выделить в ответе главное; - неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; - неумение делать выводы и обобщения; - неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; - неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов; - неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; - нарушение техники безопасности; - небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. 6.2. К негрубым ошибкам следует отнести: - неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными; - ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.); - ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; - ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.; - нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); - нерациональные методы работы со справочной и другой литературой. 6.3. Недочетами являются: - нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий; - ошибки в вычислениях (арифметические на предметах, кроме математики); небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка). 7. Тестирование При использовании 100-балльной (тестовой) шкалы принята следующая система перевода её в 5-балльную (шкалу аналогично можно использовать при определении процента выполненных заданий): 100 - 85 баллов = «5» 84 - 71 баллов = «4» 70 - 51 баллов = «3» 50 - 0 баллов = «2». 8. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: - способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; - умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; - способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; - умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах: 1. Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. 2. Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебнопрактических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных УУД. 3. Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся УУД. 9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФГОС ООО Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО являются: 1) оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения, как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; 2) оценка результатов деятельности педагогических кадров, как основа аттестационных процедур; 3) оценка результатов деятельности образовательной организации, как основа аккредитационных процедур. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: - стартовую диагностику, - текущую и тематическую оценку, -портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, - промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. К внешним процедурам относятся: - государственная итоговая аттестация, - всероссийский проверочные работы, - независимая оценка качества образования, - мониторинговые исследования, регионального и федерального уровней. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Процедуры внутришкольного мониторинга (в том числе, для аттестации педагогических кадров и оценки деятельности образовательной организации) строятся на планируемых результатах, представленных в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Процедуры независимой оценки качества образования и мониторинговых исследований различного уровня опираются на планируемые результаты, представленные во всех трех блоках. Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми учащимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем: - оценки трех групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий); - использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной), как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки; - использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; - использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.). 10. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. 10.2.1. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированностьтрѐх основных блоков: 1) сформированность основ гражданской идентичности; 2) сформированность индивидуальной способности учиться, включая умение строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностносмысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательнообразовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на профессиональных методиках психолого--педагогической диагностики. Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: - ориентации на участие в жизни страны, созидательном труде во; - соблюдении норм и правил поведения, принятых в ОО; - участии в общественной жизни ОО, ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности; - ответственности за результаты обучения; - готовности и способности делать осознанный образовательной траектории, в том числе выбор профессии; выбор своей - ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. Внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательнообразовательной деятельности образовательного учреждения. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребѐнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: - характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; - определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учѐтом как достижений, так и психологических проблем развития ребѐнка; - систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования. Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребѐнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей. 10. Особенности оценки метапредметных результатов. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в программе формирования универсальных учебных действий. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются: - способность и готовность к освоению систематических знаний. - способность работать с информацией; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценѐн и измерен в следующих основных формах. Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку и другим предметам и с учѐтом характера ошибок, допущенных учеником, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированностиметапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией. Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнѐром»: ориентация на партнѐра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. Оценка достижения метапредметных результатов ведѐтся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированностиметапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением: 1) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ; 2) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; 3) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; 4) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: - стартовая диагностика; - текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов; - промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебнопознавательных и учебнопрактических задач, основанных на работе с текстом; - текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; - защита итогового индивидуального проекта. Для проверки различных метапредметных результатов существуют разные формы оценки: - для оценки читательской грамотности - письменная работа на основе прочтения текстов, относящихся к разным предметным дисциплинам; - для оценки ИКТ-компетентности - практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; - для оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий - наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных исследований и проектных работ. Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Итоговый проект представляет собой проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания выбранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: - письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объѐмом не более одной машинописной страницы) с указанием исходного замысла, цели и назначения проекта, краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов, а также списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта. Краткий отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: 1) способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; 2) сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; 3) сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 4) сформированностькоммуникативныхдействий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырѐх названных выше критериев. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Примерное содержательное описание каждого критерия Критерий Базовый Самостоятельное приобретение знаний решение проблем Знание предмета Уровни сформированности навыков проектной Повышенный Работа в целом иРабота в целом свидетельствует о способности свидетельствует о способности самостоятельно, с опорой на сaмостоятельно определять помощь руководителя ставить проблему и находить пути проблему и искать пути еѐ решения; показано владение решения; продемонстрирована логическими навыками способность приобретать мышления, умение знания и/или осваивать новые самостоятельно мыслить; способы действий с помощью продемонстрирована руководителя способность самостоятельно приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы Регулятивные действия Коммуникация Продемонстрировано свободное владение предметом в проектной деятельности Продемонстрированы Работа тщательно навыки управления спланирована, последовательно деятельностью, отсутствуют реализована, своевременно грубые ошибки планирования пройдены все этапы работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии Тема ясно определена и Продемонстрированы навыки оформления проектной пояснена. Текст/сообщение работы и пояснительной хорошо структурированы. Все записки, а также подготовки мысли выражены ясно, логично, простой презентации. Автор последовательно, отвечает на вопросы аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при следующих условиях 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трѐх предъявляемых критериев, характеризующих сформированностьметапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даѐт оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при следующих условиях: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершѐнный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы комиссии. В случае наличия выдающихся проектов, комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в ОО. Особенности оценки предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к образовательной программе, которая утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей (законных представителей). Описание должно включать: - список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика); - требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости - с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); - график (циклограмму) контрольных мероприятий. Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений, как точки отсчѐта при построении всей системы оценки. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Установлено четыре уровня достижений: 1. Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. 2. Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); 3. Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). 4. Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Организация и содержание оценочных процедур 11.1. Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале 5-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знакосимволическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 11.2. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольнооценочной деятельности учителя. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу. 11.3. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. По предметам, вводимым образовательной организацией самостоятельно, тематические планируемые результаты устанавливаются самой образовательной организацией. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они 11. предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации. 11.4. Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе - фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной ОО. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике. 11.5. Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры: 1) оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; 2) оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения; 3) оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга, в части оценки уровня достижений учащихся, обобщаются и отражаются в их характеристиках. 11.6. Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне основного общего образования и проводится в конце каждой четверти (или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике). Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. Критерий достижения/освоения учебного материала должен составлять не менее 65%. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ОО». Государственная итоговая аттестация. В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными актами. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Формы и порядок государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. ГИА проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной форме и в форме государственного выпускного экзамена для обучающихся с особыми возможностями здоровья (ГВЭ) представляющего комплекс устных и письменных экзаменов с использованием тем, билетов и иных форм. Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету. Такой подход позволяет обеспечить полноту охвата планируемых результатов и выявить кумулятивный эффект обучения, обеспечивающий прирост в глубине понимания изучаемого 11.7. материала и свободе оперирования им. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основе результатов только внутренней оценки. Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца - аттестате об основном общем образовании. Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося. Характеристика готовится на основании объективных показателей образовательных достижений обучающегося на уровне основного образования, портфолио выпускника, экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших данного выпускника на уровне основного общего образования. В характеристике выпускника отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению личностных, метапредметных и предметных результатов, даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования с учетом выбора учащимся направлений профильного образования, выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений. Рекомендации педагогического коллектива к выбору индивидуальной образовательной траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей (законных представителей