СОГЛАСОВАНА Управляющий совет МБОУ СОШ № 13 Председатель управляющего совета ________________А.В. Ставинова _____________________2022 год УТВЕРЖДЕНА Решением педагогического совета МБОУ СОШ № 13 протокол от 29.08.2022 года № 1 Директор МБОУ СОШ № 13 __________________ Н. Н. Васильченко АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.4) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13 имени Д. К. Павлоградского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Содержание Целевой раздел 3-9 1.1. Пояснительная записка 3-5 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА 5-7 1. адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения 7-9 обучающимися с НОДА адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 2. Содержательный раздел 10-25 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- 10 10-20 образовательной области 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания 22-23 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и 23-24 безопасного образа жизни 2.5. Программа коррекционной работы 2.6. Программа внеурочной деятельности 24-25 Организационный раздел 26-45 3.1. Учебный план 26-32 3.2. Система условий реализации адаптированной основной 32-45 3. 24 общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА 2 Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Цель реализации АООП НОО Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых обучающихся с индивидуальные НОДА учитывает возможности, особые особенности их образовательные психофизического потребности, развития, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Целью реализации АООП НОО для умственно отсталых обучающихся с НОДА является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, социальное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями. Принципы и подходы к формированию АООП НОО Представлены в разделе 1. Общие положения. Общая характеристика АООП НОО Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с умственной отсталостью и НОДА – это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Для таких обучающихся с характерно сочетание нарушений интеллектуального развития с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР (вариант 6.4.) включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. АООП реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также другими нормативно-правовыми документами. Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых обучающихся - инвалидов с НОДА дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида. 3 Эта программа самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для умственно отсталых обучающихся с НОДА с учетом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых обучающихся с НОДА Дети имеют тяжѐлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своѐ тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаѐт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметнопрактической деятельности. Обучение строится с учѐтом специфики развития каждого ребѐнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжѐлыми и множественными нарушениями. Особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: 4 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов; необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными возможностями; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения. Для этой обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется как через образовательные условия, так и через содержательное и смысловое наполнение учебного материала. Усиление практической направленности обучения с индивидуальной дифференцированностью требований в соответствии с особенностями усвоения учебного материала обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития. Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и программы коррекционной работы В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения 5 может оцениваться психофизического только развития строго и индивидуально особых с образовательных учетом особенностей потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4. как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению. Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной программызаносятся в СИОП и должны отражать: 1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России; 2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 1.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и программы коррекционной работы Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся СИОП, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования: что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования, что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов: особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося; в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь); 7 формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической деятельностью детей; способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения практических заданий; в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым); при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе с взрослым). выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития. выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки СИОП, конкретизации плана дальнейшей коррекционноразвивающей работы. Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решении конкретных жизненных задач, сформулированных в СИОП. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько он использует сформированные представления для решения жизненных задач. Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету, включенному в СИОП обучающегося, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной компетенции. 8 Для оценки результатов развития жизненной компетенции обучающегося предлагается использовать метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Экспертная группа должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребѐнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения ребѐнка и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. 9 2. Содержательный раздел 2.1. Программа формирования базовых учебных действий Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся должна содержать задачи формирования учебного поведения, умения выполнять задания в течение определенного периода времени, от начала до конца; умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием (действий) занятий и т.д. Овладение базовыми учебными действиями у умственно отсталых обучающихся с НОДА по итогам начальной школы не определяются, а могут оцениваться по завершении полного курса обучения. 2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области Основное содержание учебных предметов Язык и речевая практика Общение и чтение 1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов. Умение пользоваться воспроизводящими средствами заменяющими речь альтернативной коммуникации: устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др. 2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. 10 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.) 3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Письмо Умение при возможности писать буквы, слоги, слова Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием (по физическим возможностям ребенка). Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Математика. Математические представления 1) Элементарные математические представления о цвете, форме, величине; количественные (до числовые), пространственные, временные представления. Умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много, большой – маленький и т.д.). 11 Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. 3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д. Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия. Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. Искусство Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) 1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности. 12 Стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужойтворческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях. Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности. Умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков. Музыка. 1) Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического опыта в процессе слушания музыки, просмотра музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений, активного участия в игре на доступных музыкальных инструментах, движении под музыку, пении. Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). Умение слушать разную по характеру музыку и двигаться в соответствии с характером музыкального произведения. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. Получение удовольствия, радости от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. Умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, для участия в представлениях, концертах, спектаклях. Естествознание Развитие речи и окружающий природный мир 13 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.). Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними. Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.). 3) Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д. Человек Жизнедеятельность человека -Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. Представления о собственном теле. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моѐ» и «не моѐ», осознавать и выражать свои интересы, желания. 14 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. -Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, изготовленным руками человека. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. -Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли. Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли. -Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка. -Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное). Умение находить друзей на основе личностных симпатий. Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности. Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов. -Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. 15 Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности. Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе. Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников. - Представления об обязанностях и правах ребенка. Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др. - Формирование представления о России. Представление о государственной символике. Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. 3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями. 3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. Самообслуживание 1) Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании, приеме пищи и питье, и других гигиенических процедурах. Умение сообщать о своих потребностях. 16 Умение следить за своим внешним видом. Адаптивная физкультура 1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств); освоение двигательных навыков, координации движений, 2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью Умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой: усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений. Технологии Предметные действия. 1) Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Интерес к предметному рукотворному миру; умение выполнять простые действия с предметами и материалами; умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций и др.); умение следовать алгоритму / расписанию при выполнении предметных действий. Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе: Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) совместно со взрослыми. Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе. Программы коррекционных – развивающих курсов Сенсорное развитие. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт 17 человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который накапливается в процессе восприятия различных ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д. Содержание коррекционного курса. Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за 18 движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию. Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость). Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). Предметно-практические действия Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. 19 Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами». В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др. Содержание коррекционного курса. Действия с материалами. Сминание материала. Разрывание материала. Размазывание материала. Разминание материала. Пересыпание материалов. Переливание материалов. Наматывание материала. Действия с предметами. Захват, удержание, отпускание предмета. Встряхивание предмета. Толкание предмета. Вращение предмета. Нажимание на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимание предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимание предметов. Складывание предметов. Перекладывание предметов. Вставление предметов. Нанизывание предметов. Двигательное развитие Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорнодвигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса. Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Содержание коррекционного курса. 20 поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов); мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта. Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (креслаколяски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др. Альтернативная коммуникация. Общение – это неотъемлемая составляющая жизни человека. Каждый человек занимает в обществе определенное место и всегда находится в каких-либо отношениях с другими окружающими людьми. Для ребенка с ТМНР обучение общению представляет большую значимость. Его учат выражать свои желания, нужды, просить о помощи, реагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность является тем средством, с помощью которого он адаптируется в окружающем мире и учится жить в нем. Ребенок с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия). Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету «Общение». Приоритетной задачей коррекционного курса является обучение детей 21 альтернативной коммуникации как средству, а в рамках предмета «Общение» происходит обучение детей умению пользоваться этим средством. Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства (например: Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), а также компьютерные програмы (например: PicTop) и синтезирующие речь устройства (например: Apple iPad и программа «Общение» и др.). Содержание коррекционного курса. Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств, например, записывающих устройств: Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др., а также компьютерных устройств, синтезирующих речь, например, Apple iPad (программа «Общение» и др.). Коррекционно-развивающие занятия Коррекционно-развивающие занятия направлены: -на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам; -на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; -на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. Возможности усвоения программного материала у разных детей с ТМНР определяют объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося, образовательная организация может расширить содержание включенного в СИОП учебного предмета дополнительными задачами. 2.3. Программа духовно-нравственного развития (воспитания) 22 Программа нравственного развития (воспитания) обучающихся с ТМНР направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Программа направлена на: • организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, и нормы поведения; • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. Программа включает: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ТМНР), формы организации работы. 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни разрабатывается на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учѐтом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Данная программа подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьѐй, учреждениями дополнительного образования и другими общественными организациями. Программа направлена на: • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил 23 здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения; • формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым; • умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями; • формирование установок на использование здорового питания; • развитие потребности в занятиях адаптивной физической культурой; • соблюдение здоровье созидающих режимов дня. Программа содержит цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм 2.5. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТМНР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии и ИПР); Программа коррекционной работы содержит: перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР; систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ТМНР в условиях образовательного процесса, включающего психологомедико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области сопровождения, медицинских работников образовательной организации и специалистов других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов. 24 2.6. Программа внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (адаптивноспортивное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, олимпиады, соревнования, проекты и т.д. Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции умственно отсталых обучающихся с НОДА путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность разных обучающихся (с НОДА и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с НОДА, с НОДА и умственной отсталостью так и их обычно развивающихся сверстников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и адаптивного спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления. Задачи, реализуемые во внеурочной индивидуальную специальную образовательную программу. 25 деятельности, включаются в 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план 3УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13 имени Д. К. Павлоградского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, реализующего адаптированную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (вариант 6.4, срок обучения 5 лет) 2022-2023 учебный год (обучение на дому) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи образовательной организации Обучение на дому детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) – это форма, которую ребѐнок получает в домашних условиях в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями, в адекватной их здоровью среде обучения. Целью МБОУ СОШ №13 является организация образовательного процесса с учѐтом психического, физического развития и возможностей обучающегося. Создание условий для развития личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач: 1. Формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; 2. Обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего 26 3. 4. 5. 6. школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; Становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; Обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ); Обеспечение доступности получения качественного начального общего образования. Ожидаемые результаты Учебный план направлен на реализацию целей и задач программ начального общего образования для детей с НОДА (вариант 6.4): обеспечение выполнения требований ФГОС НОО ОВЗ; достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становления и развития личности обучающегося в еѐ самобытности, уникальности, неповторимости; создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности; создание образовательной среды, предоставляющей возможность получения качественного образования обучающимся с ОВЗ; качественное образование через индивидуализацию образовательного процесса; интеграцию детей с ОВЗ в общество, их социальную адаптацию; формирование личностных характеристик выпускника начальной школы. Ожидаемым результатом является достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными умениями и формирование личностных качеств обучающихся, позволяющие успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе направленные на отработку теоретических моделей и понятий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ. Особенности и специфика образовательной организации Содержание начального общего образования для детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №13 определяется адаптированной основной образовательной программой начального общего образования, разработанной на основе примерной АООП для детей с НОДА и примерных образовательных программ учебных предметов и курсов. Реализуемые основные образовательные программы В образовательной организации реализуется образовательная программа начального общего образования на уровне начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года обучения); адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4 - нормативный срок освоения 5 лет обучения). Нормативная база для разработки индивидуального учебного плана Учебный план образовательной организации разработан на основе следующих нормативных документов: 27 1. Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон); 2. Федерального базисного учебного плана, утверждѐнного приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312; 3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС начального общего образования); 4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22марта 2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»; 6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г.№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СнПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС начального общего образования); 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373; 9. Письмо Министерства и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ; 10. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями); 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Режим функционирования образовательной организации Режим функционирования образовательной организации установлен в соответствии с СП 2.4.3648-20, СП 1.2.3685-21 и Уставом школы: 1. Продолжительность учебного года во 2-4 классах составляет - 34 учебные недели, обучение осуществляется в одну смену по четвертям: 28 первая четверть – с 01.09.2022 г. по 29.10.2022 г., каникулы с 30.10.2022 г. по 06.11.2022 г. - 8 дней; вторая четверть – с 07.11.2022 г. по 28.12.2022 г., каникулы с 29.12.2022 г. по 08.01.2023 г. - 11 дней; третья четверть – с 09.01.2023 г. по 25.03.2023 г., каникулы с 26.03.2023 г. по 02.04.2023 г. -8 дней; четвертая четверть – с 03.04.2023 г. по 25.05.2023 г., каникулы с 26.05.2023 г. по 31.08.2023 г. Режим начала занятий, расписание звонков Расписание занятий составляется с учѐтом индивидуальных особенностей учащегося по согласованию с родителями, занятия проводятся не менее, чем три дня в неделю. Внеурочная деятельность и коррекционная работа не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки. Рекомендован специальный режим по физической культуре: ограничение физической нагрузки, охранительный двигательный режим, охранительный зрительный режим. При надомном обучении занятия проводятся по индивидуальному расписанию по согласованию с родителями. Начало и окончание учебных занятий у разных обучающихся осуществляется в соответствии с индивидуальным расписанием. Требования к затратам времени на выполнение домашних заданий (по всем предметам) по классам Объѐм домашних заданий (по всем предметам) планируется таким образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – до 1,5 ч, в 4 классе – до 2 ч. Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации индивидуального учебного плана С целью реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования НОДА 6.4 в учебной деятельности используются учебники, включѐнные в Федеральный перечень учебников включенных в Федеральный перечень (Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную акредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» ( с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020г. №766)). №п/п 4 класс Русский язык. Автор: Э. В. Якубовская М.: Просвещение. Чтение. Автор: С. Ю. Ильина М.: Просвещение. Математика. Автор: Т. В. Алышева М.: Просвещение. Окружающий мир. Автор: Плешаков М.: Просвещение. Кубановедение. Автор: Ерѐменко Е. Н. Перспективы образования. Особенности индивидуального учебного плана Учебный план реализуется с помощью УМК «Школа России». надомного обучения 0,5 часовые занятия проводятся через неделю по 1 часу. 1 2 3 4 5. 29 Год 2018 2018 2018 2018 2018 Класс 4 4 4 4 4 В 1-4 классах Региональная специфика учебного плана Региональной спецификой учебного плана является реализация учебного предмета «Кубановедение», в объеме 1 часа в неделю в течение всего учебного года из части, формируемой участниками образовательных отношений. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена в 4 классе учебным предметом «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 1 часа в неделю втечение всего учебного года. Учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах преподаѐтся в объѐме 1 часа в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часы из части, формируемой участниками образовательных отношений, распределены следующим образом: Предмет Количество часов Класс Кубановедение 1 1-4 Курс ОБЖ в 1-4 классах входит в содержание курса «Окружающий мир». Учебные планы для I-IV классов Таблица-сетка часов индивидуального учебного плана начального общего образования для обучающегося с НОДА 6.4 представлена в приложении № 1. Таблица-сетка часов внеурочной деятельности для обучающегося с НОДА 6.4 представлена в приложении № 2. Форма и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся с НОДА 6.4 в 1-4 классах Формы промежуточной аттестации для обучающихся 2-4 классов указаны в соответствии с действующим «Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в МБОУ СОШ №13», утверждѐнным педагогическим советом образовательной организации 02 октября 2018 года, протокол № 2. Промежуточная аттестация в МБОУ СОШ №13 проводится путѐм выставления средней отметки за год, исходя из отметок промежуточной аттестации по частям образовательной программы за четверть, без проведения дополнительных отдельных оценочных процедур установления уровня достижения результатов освоения учебных предметов. Промежуточная аттестация в МБОУ СОШ № 13 подразделяется на четвертную аттестацию – оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной учебной дисциплины по итогам учебного периода (четверти) на основании текущей аттестации; годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающихся всего объѐма содержания учебной дисциплины за учебный год как среднее арифметическое результатов четвертных отметок. Годовая промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов осуществляется по всем предметам учебного плана. Годовая отметка по дисциплинам учебного плана во2-4 классах выставляется на основании четвертных отметок. Округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое отметок за 1, 2, 3 и 4 четверти выставляется в пользу результата за третью четверть как самую продолжительную по реализации учебной программы по предмету. 30 Текущий контроль успеваемости учащихся 1 класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по четырѐх балльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. При преподавании курса ОРКСЭ в 4-х классах предполагается без отметочная система оценивания уровня подготовки учащихся. Объектом оценивания на уроке становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, его способности понимать значение нравственных норм, правил морали в жизни человека, семьи, общества, его потребности духовному развитию. Подходы к оцениванию представляются системой вербального поощрения, похвалой, одобрением. Используется технология портфолио. По итогам учебного года на странице предметной сводной ведомости журнала делается запись: «освоен» или «не освоен». Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного пл Приложение 1. Таблица-сетка часов учебного плана НОО в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ МБОУ СОШ № 13 имени Д. К. Павлоградского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, реализующего АООП НОО для обучающейся 4-а класса с НОДА (вариант 6.4, срок обучения 5 лет) Саблиной Светланы Антониновны 2022-2023 учебный год (обучение на дому) Учебные Количество часов в неделю Семейное Приходя образован предметы Предметные Всего щий Классы ие области часов II III IV IV учитель I доп. Обязательная часть Язык и речевая Общение и чтение практика Письмо - - - 3 3 - 3 3 - 3 3 Родной язык и Родной язык литературное Литературное чтение на родном чтение на родном языке языке Математика Математические представления Естествознание Развитие речи и окружающий природный мир Человек Жизнедеятельнос ть человека Самообслуживани е Основы Основы религиозных религиозных - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4 - 4 - 4 - - - 1 - 1 - 1 - - - 1 - - 1 1 - - - 1 - - 1 1 - - - - - - - 31 культур светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого и культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Предметные действия Адаптивная физическая культура при 5-дневной неделе Часть, формируемая участниками Кубановедение образовательного процесса, в том числе Максимально при 5-дневной допустимая неделе недельная нагрузка - - 0,5 - - 0,5 0,5 - 0,5 0,5 0,5 - - 0,5 0,5 - - - 0,5 - - 0,5 0,5 - - - 1 - - 1 1 - 9,5 9,5 15,5 - - 4,5 15,5 - 0,5 0,5 0,5 - 0,5 0,5 10 10 16 - 5 16 11 Таблица-сетка часов внеурочной деятельности для обучающейся 4-а класса с НОДА (вариант 6.4, срок обучения 5 лет) Саблиной Светланы Антониновны 2022-2023 учебный год (обучение на дому) Кол-во часов в неделю Специальные курсы Внеурочная деятельность Коррекционноразвивающая работа: 3 Развитие познавательной сферы Коррекция эмоциональных и функций. Коррекция и развитие речи Другие направления внеурочной деятельности психических 1 1 2 Курс «Умники и умницы» Курс «Финансовая грамотность» ИТОГО 32 1 1 5ч 3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Кадровые условия Кадровое обеспечение–характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с НОДА в системе школьного образования. Образовательная организация, реализующая программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации – также квалификационной категории. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА. В штат специалистов образовательной организации, реализующей варианты программ 6.2., 6.3. и 6.4. для обучающихся с НОДА, должны входить учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники. Учителя, реализующие адаптированные общеобразовательные программы на основе ИП для обучающихся с ТМНР, должны иметь высшее образование специального профиля и пройти повышение квалификации в области изучения и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в объеме не менее 144 часов: Педагоги-психологи, образовательных программ принимающие (варианты участие 6.2., 6.3., в реализации 6.4.), должны адаптированных иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: – по специальности «Специальная психология»; – по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; 33 – по направлению образовательным программам «Специальное подготовки (дефектологическое) бакалавра или образование» магистра в по области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; – по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. Учителя-логопеды должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: – по специальности «Логопедия»; – по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; – по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии. Учитель адаптивной физической культуры должен иметь: – высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы; – высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы; – среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет. При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области адаптивной физкультуры, подтвержденные сертификатом установленного образца. Учитель музыки (музыкальный руководитель) должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы. При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области коррекционной педагогики, подтвержденные сертификатом установленного образца. 34 При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Финансовые условия Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребѐнка в общеобразовательную среду. Нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона. Нормативные затраты определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных, предусмотренных Законом, особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. 35 Финансовые условия реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования детей с ТМНР должны: – обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований Стандарта; – обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; – отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Финансирование реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТМНР должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. Структура расходов на образование включает: – образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана; – сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации; – консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка; – обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом. Финансово-экономическое обеспечение применительно к варианту D стандарта устанавливается с учѐтом необходимости специальной индивидуальной поддержки ребѐнка с ТМНР. Расчет объема подушевого финансирования общего образования ребенка с ТМНР производится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, зафиксированных в индивидуальной программе обучения и в индивидуальном учебном плане, разработанными образовательным учреждением. Штатное расписание, соответственно и финансовое обеспечение образовательной организации, определяется также с учетом количества классов. За каждым классом 36 закрепляется количество ставок специалистов, установленное нормативными документами Министерства образования и науки РФ. 1. Образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана. Индивидуальные образовательные потребности ребенка отражаются в ИПО в форме перечня содержательных образовательных областей и соответствующих им образовательных задач, актуальных для образования ребенка в течение учебного года, установленных в ходе диагностики (мониторинга / промежуточной аттестации) развития (результатов обучения) ребенка. Объем (количество часов) предоставления образовательных услуг устанавливается индивидуальный учебный план по каждой образовательной области, содержание которых отражено в ИПО. 2. Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО. 3. В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях образовательной организации и семьи, предусматривается консультативная работа специалистов образовательной организации с семьями обучающихся. Финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного часа в месяц по каждой содержательной области, включенной в ИУП. 4. Предусматривается финансирование для обеспечения необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием, учебно-дидактическим материалом и другим оборудованием для организации образования детей с ТМНР с учетом ИПО и индивидуальной программой реабилитации (ИПР). Образовательная законодательством организация Российской вправе Федерации привлекать в области в порядке, образования, установленном дополнительные финансовые средства за счет: – предоставления платных дополнительных образовательных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг; 37 и иных – добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение умственно отсталого обучающегося с НОДА в системе школьного образования. Образовательная организация, реализующая программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности. Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственной или муниципальной образовательной организации – также квалификационной категории. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания умственно отсталых обучающихся с НОДА. В штат специалистов образовательной организации, реализующей варианты программ 6.3. и 6.4. для обучающихся с НОДА, должны входить учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники. Учителя, реализующие адаптированную образовательную программу (вариант 6.3.), должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (не менее 144 часов) в области олигофренопедагогики. Педагоги-психологи, образовательных программ принимающие (варианты участие 6.2, 6.3., в реализации 6.4.), должны адаптированных иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: – по специальности «Специальная психология»; – по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; 38 – по направлению образовательным программам «Специальное подготовки (дефектологическое) бакалавра или образование» магистра в по области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; – по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. Учителя-логопеды должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: – по специальности «Логопедия»; – по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; – по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии. Учитель адаптивной физической культуры должен иметь: – высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы; – высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы; – среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет. При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области адаптивной физкультуры, подтвержденные сертификатом установленного образца. Учитель музыки (музыкальный руководитель) должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы. При любом варианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области коррекционной педагогики, подтвержденные сертификатом установленного образца. 39 При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с умственно отсталыми обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Материально-технические условия Важным условием реализации основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации. Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение: – санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); – санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); – социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); – пожарной и электробезопасности; – требований охраны труда; – своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; – возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения1. Материально-техническая база реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования детей с НОДА должна 40 соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к: – участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); – зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); – помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); – помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; – помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством; – актовому залу; – спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию; – помещениям для медицинского персонала; – мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; – расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования. Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и специфическим 41 образовательным потребностям каждой категории обучающихся с НОДА. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА должна быть отражена специфика требований к: – организации пространства, в котором обучается ребѐнок с НОДА; – техническим средствам комфортного доступа ребѐнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и технологии); – специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям детей и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта. Важным условием реализации образовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ТМНР к объектам инфраструктуры образовательной организации. С этой целью на территории предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и др. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их использования детьми с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата). Здание оборудуется пандусами, лифтами, без пороговыми дверными проемами (шириной не менее 90 см), поручнями и тактильными сигналами (для обучающихся с нарушением зрения). В помещениях для обучающихся с ТМНР должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс детей с ТМНР, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать их максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности. Рабочее / учебное место ребѐнка с ТМНР создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного 42 времени. С учетом того, что детей с ТМНР необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность. Особенности восприятия детей с ТМНР диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др. Содержание образования детей с ТМНР включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях. Успешному образованию ребенка с ТМНР во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистивные и вспомогательные технологии. Для достижения ребенком большей независимости в передвижении, коммуникации и облегчения доступа ребенка с ТМНР к образованию необходимо подобрать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорнодвигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы). К ассистивным технологиям относятся: – индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.); – подъемники; – приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; – электронные адаптеры, переключатели и др. Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены. 43 Особые образовательные потребности детей с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области «Язык» предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации. Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться: – специально подобранные предметы, – графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), – алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), – электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.). Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми детьми, для которых она становится доступной. Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде: – предметов различной формы, величины, цвета, – изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др., – оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам, – программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений, – калькуляторы и другие средства. Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, взаимодействия интернет-ресурсов с окружающим и печатных миром материалов. способствует 44 Обогащению непосредственный опыта контакт обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории. Формирование представлений о себе, своих возможностях происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт детей с ТМНР. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования детей с ТМНР в областях «Искусство» и «Технология». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием. Содержательная область «Адаптивная физическая культура» должна обеспечивать обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечѐнных в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.) 45 46